Тренер-преподаватель, комендант, охраник, вахта...
35 000 руб
Дмитрий Александрович
Возраст
37 лет (14 Октября 1987)
Город
Краснодар
Возможен переезд в другой город
Гражданство
Россия
Сменный график
9 лет 7 месяцев
Образование / Наука
Тренер-преподаватель (включая старшего) Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования.Высшее образование
в московском вузе
Онлайн
формат
Диплом
гособразца
Помощь в трудоустройстве
Подобрать ВУЗ
Наши услуги
для Вас бесплатны!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 1»
Применение в педагогической деятельности методических рекомендаций
«Особенности профессиональной деятельности
тренера-преподавателя»
Материал подготовлен директором
МБУ ДО ДЮСШ №1 А.М. Дерезиным
г. Константиновск
Содержание
Введение
1.Психологические особенности тренерской деятельности.
2.Функции тренера-преподавателя.
3.Профессиональные знания и умения тренера-преподавателя.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сущность профессии тренера-преподавателя характеризуется приобретенным в процессе обучения и воспитания комплексом систематических знаний, умений и навыков, способностей и убеждений специалиста, являющихся предпосылкой выполнения квалифицированного труда в нематериальном производстве. Профессия тренера-преподавателя значительно отличается от других профессий тем, что является формой профессиональной деятельности человека, ориентированной в первую очередь на процесс работы, а не на достигаемый результат.
Особенностями педагогической деятельности тренера-преподавателя являются высокий уровень нормативности, социальной ответственности, морального долга, ярко выраженный творческий характер труда. На разных этапах спортивной подготовки необходимо уделять пристальное внимание безопасности занятий. Работа в сфере детско-юношеского спорта требует постоянного педагогического воздействия на личность обучающихся.
Профессиональная деятельность тренера-преподавателя предусматривает высокую степень ответственности за здоровье воспитанников, предполагает умение общаться с обучающихся различного возраста и их родителями. Профессиональная деятельность обязывает тренеров-преподавателей в процессе всей профессиональной карьеры находиться в хорошей спортивной форме и всегда работать с учетом «профессионального риска», связанного с вероятностью «напрасности» многолетней работы, по обстоятельствам, зависящим, в частности, от спортсменов.
Труд тренеров-преподавателей связан с повышенными нервными и интеллектуальными нагрузками, он также не регламентируем - накануне праздничных дней продолжительность рабочего дня не сокращается, воскресный день общим выходным днем не является, так как в эти дни проводятся соревнования и объемные тренировки, и компенсация за работу в выходные и праздничные дни не производится.
Работа тренеров-преподавателей предполагает разнообразие функций (обязанностей) и требует от них проявления знаний и умений в различных областях: спортивно-педагогической, конструктивной, проектировочной, исследовательской, организаторской, коммуникативной, информационной. Профессиональная деятельность тренеров-преподавателей не ограничивается проведением практических занятий, включает организационную, методическую, хозяйственную и административную работу. Обществом признается высокая сложность работы тренеров-преподавателей. В соответствии с классификацией, принятой в психологии труда, педагогический труд относят к четвертой группе психической напряженности по основным характеристикам деятельности: высокому эмоциональному и интеллектуальному напряжению и мотивационной значимости.
1. Психологические особенности тренерской деятельности
Особенности деятельности тренера-преподавателя связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, - достижение его обучающимися высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности - постоянное общение со своими обучающимися на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера-преподавателя особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер-преподаватель должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих обучающихся нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера-преподавателя должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.
Вторая особенность деятельности тренера-преподавателя заключается в наличии «профессионального риска»: тренер-преподаватель вынужден ждать высокого результата своих обучающихся долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих обучающихся. Не секрет, что некоторые тренеры-преподаватели ради быстрейшего достижения результата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсменов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят.
Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ и период соревнований - тренер-преподаватель постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.
Часто на соревнованиях тренер-преподаватель не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе. Это усиливает его психическую напряженность.
Исследования показывают, что предстартовые состояния переживают не только спортсмены, но и тренеры-преподаватели.
Стартовая лихорадка. Тренер-преподаватель находится в состоянии напряженности сверх меры, он невыдержан, беспокоен, задумчив, рассеян. Много говорит, иногда повторяясь. Несколько раз спрашивает спортсмена, как он чувствует себя. Раздраженно делает неуместные замечания. Характерны крайности, начиная от неуместной заботы и знаков внимания спортсменам и кончая безразличием.
Стартовая апатия. Тренер-преподаватель абсолютно не напряжен, подавлен, безразличен. Он совершенно не разговаривает. Не проявляет никакой реакции, задумчив. Перед выступлением не дает спортсменам никаких указаний, как будто не замечает их.
Состояние боевой готовности. Наблюдаются напряженность, высокая активность, хорошее настроение, сдержанность. Тренер-преподаватель разговаривает только в необходимых случаях, о соревнованиях мало, и в оптимистическом тоне. Для тренера-преподавателя характерна необходимая забота о спортсменах.
Неудивительно, что многие тренеры-преподаватели спортивных команд во время соревнований разряжают свое эмоциональное напряжение через речь.
С другой стороны, тренер-преподаватель, внешне спокойно принимающий неудачи и нарушения правил со стороны соперников, может восприниматься равнодушным, как и чрезмерная «заведенность» тренера-преподавателя, может негативно сказываться на действиях спортсменов.
Четвертой особенностью деятельности тренеров-преподавателей является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта до девяти месяцев в году). Для тренера-преподавателя практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные - курирует своих спортсменов на соревнованиях.
Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального ритма жизни тренеров-преподавателей, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение.
Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер-преподаватель должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, - с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер-преподаватель должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.
Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, - это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера-преподавателя, неуверенность в будущем.
Седьмая особенность - публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера-преподавателя со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.
2. Функции тренера-преподавателя
Помимо основной функции - обучения и развития спортсменов - тренер-преподаватель выполняет и другие различные функции (исключая профессиональный спорт, где многие функции, особенно хозяйственно-организаторские, выполняются другими лицами), которые условно делят на следующие группы.
Экспертно-консулътативные: тренер-преподаватель выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борьбы, состоянию спортивного инвентаря и т.д.), а при работе с детскими коллективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим вопросам, не относящимся к его профессии.
Проектировочные: тренер-преподаватель должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование. Особенно следует отметить умение создавать у обучающихся перспективу, это значительно повышает их самоотдачу.
Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсменов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебного и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т. п.
Представительство: с одной стороны, тренер-преподаватель является для команды представителем руководства, а с другой - он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.).
Воспитательная: прежде всего целенаправленное влияние на спортсменов, но эта функция осуществляется подчас стихийно, в силу подражания обучающихся своему тренеру-преподавателю. Обучающиеся, особенно в юношеском возрасте, стремятся идентифицироваться с тренером-преподавателем, легко и с готовностью воспринимают его установки, ценности, отношения и особенности поведения. В связи с этим очень важно, чтобы тренер-преподаватель обладал социально положительными чертами личности. Ведь, по словам К. Д. Ушинского, «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей обучающихся, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания.
В процессе такого познания тренеру-преподавателю целесообразно соблюдать следующие правила:
изучать обучающихся надо в естественных условиях тренировочного и соревновательного процесса. Однако при этом надо не только изучать спортсмена, но и воспитывать изучая;
следует, прежде всего, находить главные черты обучающегося («основные оси и пружины»;
отдельные особенности личности спортсмена нужно рассматривать на фоне всей личности в целом. Например, нельзя оценивать его настойчивость в отрыве от направленности его личности, так как настойчивость может проявляться и ради достижения негативной цели;
важно выявить положительные черты юного спортсмена, на которые надо опираться при его воспитании и обучении (не упуская из вида и его отрицательные черты);
не надо торопиться с оценкой спортсмена, допуская предвзятость и субъективизм в интерпретации данных наблюдения за ним. Нужно помнить, что интуиция - плохой советчик, когда речь идет о вынесении суждения о том или ином обучающемся;
важно вскрывать причину проявления негативных черт личности обучающегося (например, почему он проявляет упрямство - как протест против грубого с ним обращения или вследствие избалованности);
необходимо наблюдать за тенденцией в развитии той или иной черты личности обучающегося - прогрессирует она или исчезает;
изучать спортсмена нужно в коллективе: здесь его поведение может отличаться от того, какое он демонстрирует, будучи один. Кроме этого, нужно установить тех спортсменов, которые оказывают на данного обучающегося наибольшее влияние;
для полноценного изучения личности обучающегося надо наблюдать его в разных ситуациях, планомерно и систематически. Кроме лучшего его познания это дает еще возможность видеть эффективность примененных к нему воздействий;
необходимо понять мотивы действий и поступков обучающегося, так как внешне сходные поступки могут совершаться по различным мотивам.
Нужно помнить, что каждый одаренный спортсмен должен иметь свою изюминку. Задача тренера-преподавателя найти эту индивидуальность, а не стремиться всех сделать одинаковыми.
Секундантская: управление спортсменами во время соревнований. Осуществляя эту функцию, тренер-преподаватель должен выступать в роли психолога, а для этого ему надо знать психологические особенности своих подопечных, их сильные и слабые стороны.
Чтобы добиться желаемого от спортсменов, сам тренер-преподаватель обязан быть образцом преданности спорту, образцом поведения в быту. Трудно уберечь от дурных соблазнов обучающихся, когда они видят своего спортивного наставника с сигаретой во рту или с рюмкой в руках.
Высшее
Славянск-на-Кубани, 2005 — 2010 гг.
9 февраля, 2020
Ольга Ивановна
Город
Краснодар local_shipping
Возраст
43 года (20 июля 1981)
Опыт работы:
11 лет и 10 месяцев
Последнее место работы:
Педагог по физической культуре, СОШ п. Сорум ХМАО-Югра, Белоярский район
01.2013 - по текущее время
19 декабря, 2015
12 августа, 2023
Виктория Андреевна
Город
Краснодар
Возраст
41 год (18 августа 1983)
Опыт работы:
2 года и 6 месяцев
Последнее место работы:
Тренер по гимнастике, Аэробус
04.2016 - 10.2018
Резюме размещено в отрасли